О целесообразности усовершенствования конструкций прокатных станов в этом направлении можно судить из следующего примера.
Для горячекатаных листов толщиной 4—10 мм поле допусков по существующему ГОСТУ составляет 10—25% толщины. Благодаря применению на прокатных клетях современных быстродействующих нажимных механизмов и средств автоматического регулирования межвалкового расстояния это поле допусков уменьшалось в три раза, т.е. доведено до 3—8%. Тогда при прокатке листов толщиной в пределах нижней части существующего отрицательного поля допусков средняя толщина прокатываемых листов уменьшится с H1 до H2 (рис. 47), т.е.
H1—H2 = 0,5[ (10 + 25)/2]—0,5[(3+8)/2]=6%.
Следовательно, расход металла на равновеликую площадь листов в среднем снизится на 6 %.
Современные конструкции и системы регулирования прокатных станов позволяют значительно повысить точность прокатываемых изделий, т. е. уменьшить поле допусков по сравнению с действующими стандартами.
К способам повышения точности размеров прокатной продукции можно отнести:
- применение стабильности температурного режима прокатки, при этом следует учитывать, что изменение температуры прокатки вдвойне влияет на точность размеров прокатываемого профиля. Если, допустим, температура выхода металла оказалась завышенной, то размер профиля уменьшается вследствие большей температурной усадки и снижения упругой деформации рабочей клети;
- повышение жесткости рабочих клетей с целью снижения разницы в упругой деформации клетей в результате неизбежного изменения усилий, действующих на валки при прокатке;
- применение систем автоматического регулирования межвалкового расстояния в зависимости от показаний измерителя профиля;
- автоматическое регулирование натяжения металла в процессе прокатки или полное его устранение (у непрерывных станов горячей прокатки), при этом следует иметь в виду, что натяжение сильно влияет на уширение и усилие прокатки;
- компенсация изменения межосевого расстояния валков вследствие увеличения толщины масляной пленки в подшипниках жидкостного трения с повышением скорости прокатки.
Одним из главных требований, предъявляемых к конструкции прокатных станов, является повышенная жесткость рабочих клетей, необходимая для того, чтобы изменение нагрузки на валки при прокатке вызывало минимальную дополнительную деформацию и у наименьшего числа деталей (напряженные клети). Такие конструкции разработаны во Всесоюзном научно-исследовательском институте металлургического машиностроения (ВНИИметмаше) и применяются на сортовых станах 250 и 350 Донецкого металлургического завода и на стане 300 Чепельского комбината (Венгрия). Их эксплуатация свидетельствует, что поле допусков удастся сократить более чем в 1,5 раза. Например, на Чепельском комбинате благодаря этим клетям поле допусков для круглого профиля диаметром 14 мм сокращено с 0,816 до 0,354 мм.
Ясно, что все профили целесообразно прокатывать на напряженных клетях. При этом вследствие сокращения положительного поля допусков и использования существующего отрицательного поля для мелкосортных профилей достигается экономия металла около 2 % и для среднесортных около 1 %.
Из многочисленных разработанных конструкций напряженных клетей наиболее эффективными оказались клети, у которых подшипниковые опоры или непосредственно валки прижаты один к другому гидравлическими цилиндрами с усилием, превышающим наибольшее усилие при прокатке. При этом межвалковое расстояние регулируется специальным механизмом, распирающим подшипниковые опоры- подушки, а если валки сжаты, то применяют переточку калибров. В этой конструкции усилия в станинах постоянны, они зависят от усилий гидравлических цилиндров, которыми сжаты подшипниковые опоры, и не изменяются от усилий на валки при прокатке. Следовательно, деформация станины исключается, а жесткость клети будет определяться лишь изгибом валков и изменением упругой деформации сжатых элементов.
Жесткость рабочих клетей сортовых станов необходима не только между центрами валков, но и в осевом направлении. Это было подтверждено исследованиями, проведенными сотрудниками ВНИИметмаша В. П. Калининым и Ю. П. Бурлачковым, которые показали, что осевые зазоры в подшипниках валков, а также упругая деформация элементов клети, удерживающих валки от осевых смещений, значительно снижают точность прокатки многих профилей, в том числе и круглых. В связи с этим для повышения точности прокатки рекомендуется валок в одном из подшипников закреплять без осевого зазора, а установочное приспособление в осевом направлении делать более жестким. Клети этой конструкции находят широкое применение и названы объемно-напряженными.
Проблема повышения точности прокатываемых профилей путем применения жестких клетей может быть решена лишь у станов, работающих без натяжения прокатываемого металла. Кроме изменения упругой деформации рабочей клети в процессе прокатки, на точность прокатываемых профилен сильно влияет также возможное изменение натяжения, от которого зависят усилия прокатки и особенно уширение. Следовательно, даже если непрерывный стан оснащен рабочими клетями с идеальной жесткостью, но на нем не предусмотрены регуляторы натяжения или петлерегуляторы, то прокатывать точные профили на таком стане невозможно.
Поэтому получение точного профиля на непрерывном стане возможно только при постоянном натяжении между клетями или его отсутствии.
В этом отношении интересен опыт, проведенный на проволочном непрерывном стане Череповецкого металлургического завода. При работе без петлерегулятора размеры профиля по ширине оставались в пределах от 5,9 до 7,0 мм, т. е. общий разброс размеров достигал 1,1 мм, а при работе с петлерегуляторами, т. е. практически без натяжения, этот разброс сократился более чем вдвое и составлял 0,5 мм.
В связи с этим с целью получения более точных профилей прокатные станы следует либо конструировать так, чтобы металл прокатывали без натяжения, образуя между клетями петлю (как это делается на большинстве сорто- и проволочнопрокатных станах в Швеции), либо, если стан непрерывный, предусматривать петлерегуляторы натяжения.
При прокатке полосового металла эффективные результаты дают системы автоматического регулирования межвалкового расстояния в зависимости от показаний измерителя размеров прокатываемого профиля.
Хорошим примером этого направления повышения точности прокатки является система автоматического регулирования толщины листов у непрерывных станов для холодной прокатки, разработанная ВНИИметмашем. Это одна из лучших систем в мире, и ее успешно применяют более чем на шести-, четырех- и пятиклетьевых непрерывных станах, в том числе на двух станах Магнитогорского металлургического завода и на таком же стане завода им. Ильича. Применение этой системы регулирования резко снизило продольную разнотолщинность, в результате чего фактическая точность практики повысилась в 4—5 раз по сравнению с регламентируемыми действующими стандартами. Благодаря высокой точности регулирования толщины обеспечивается прокатка полосы только с отрицательными допусками по толщине, что при одинаковом расходе металла позволяет сэкономить до 25—40 тыс. т металла на каждом стане.
Успешная работа этой системы основана на точном взаимодействии двух методов регулирования толщины. Для грубого предварительного регулирования толщины используют вращение нажимных винтов, а для тонкого регулирования (т. е. для изменения в небольших пределах) — натяжение полосы. При этом регулирование при помощи нажимных винтов используют главным образом в первой клети для устранения разнотолщинности исходной полосы. Применение систем, действующих по аналогичному принципу (т. е. работающих на основе показателей измерения толщины листа или полосы на входе в стан и на выходе из него и данных натяжения полосы, а также усилий на валки), позволяет значительно повысить точность размеров листов на станах как холодной прокатки, так и горячей. Проблема повышения жесткости клетей при наличии автоматических систем такого рода становится хотя и менее актуальной, но по-прежнему необходимой.
Разработанные за последние годы приборы для измерения ширины полосы позволяют решать задачу повышения точности ширины полосы или листа. Примером удачной системы автоматического регулирования ширины полосы, созданной ВНИИмстмашсм, может служить полосовой стан 300 Криворожского металлургического завода, на котором используется компьютер, регулирующий ширину прокатываемого штрипса перемещением валков эджера на основе показаний измерителя ширины и анализа данных измерений при прокатке предыдущих полос. Эта система не только способствует экономии металла, но и обеспечивает стабильность работы трубосварочных агрегатов при сварке труб из этих штрипсов. Общий экономический эффект в результате этой автоматизации превышает 700 тыс. руб. в год.
Повышение точности прокатки сортовых профилей может быть тоже достигнуто благодаря применению автоматического регулирования межвалкового расстояния. Для этой цели создаются приборы, которые измеряют основные размеры профиля прн выходе его из валков прокатного стана.
На широкополосных и листопрокатных станах, кроме автоматической системы для регулирования толщины прокатываемого листа по его длине, должна быть предусмотрена система для получения хорошей планшетности или плоскостности листов, т. е. чтобы листы не имели волнистости или коробоватости. Для этой цели современные станы оснащают специальными системами, позволяющими по ходу прокатки регулировать продольную деформацию прокатываемой полосы по ее ширине.
В четырехвалковых станах это регулирование осуществляется большей частью противоизгибом рабочих или опорных валков, а в многовалковых станах — автоматическим регулированием положения опорных роликов в зависимости от изменения в распределении натяжения полосы по ее ширине. Основное правило действия этих систем состоит в снижении продольной деформации в тех местах, где начинает образовываться волнистость, и наоборот. В то же время система для выравнивания продольной деформации по ширине, т. е. система противоизгиба валков, позволяет сократить поле допусков на толщину листов, особенно при прокатке очень широких листов. Так, при прокатке листов шириной 3000 мм и толщиной 12 мм поле допусков без противоизгиба составило по толщине (+1,2)÷(—0,5) мм, т. е. 1,7 мм. При применении противоизгиба это поле допусков удалось сократить в несколько раз.