Внутризаводский железнодорожный и автомобильный транспорт

В этой статье:
1. Железнодорожный транспорт
2. Автотранспорт

Железнодорожный транспорт

При эксплуатации внутризаводского железнодорожного транспорта на металлургических заводах возможны случаи травматизма повышенной тяжести. Из приведенных ниже данных видно, что основными видами несчастных случаев при этом являются наезды подвижного состава, придавливания к предметам, расположенным вблизи путей (нарушены габариты безопасности), падения под колеса, придавливания буферами и сцепными приборами, столкновения подвижного состава и сход вагонов и локомотивов с рельсов:

Характер травматизма на внутризаводском железнодорожном транспорте

Для предупреждения случаев травматизма при эксплуатации железнодорожного транспорта нужно обеспечить безопасное передвижение работников железнодорожного транспорта вдоль путей.

Отдельные здания и службы необходимо размещать таким образом, чтобы работающим приходилось как можно меньше пересекать железнодорожные пути, соединяя цехи с вспомогательными помещениями туннелями или надземными переходами.

В связи с большой опасностью наезда на работающих составов при следовании вагонами вперед надо отказаться от такого способа передвижения. Впереди состава должен быть локомотив. В противном случае впереди состава обязан находиться составитель или сцепщик, который обязан оповещать о передвижении состава вагонами вперед. В целях безопасности желательно заменять паровозы электровозами или тепловозами, которые обеспечивают при прочих положительных качествах лучшую видимость впереди лежащего пути. Поездные бригады обязаны строго соблюдать установленные правила безопасности движения (не превышать скорость движения по цеху и складу 3—4 км/ч и своевременно подавать предупредительные сигналы). Необходимо также обучить всех работающих на металлургических заводах правилам безопасного передвижения по территории завода (недопустима ходьба по путям и пересечение их вблизи движущихся составов, запрещен проход под вагонами и между близко стоящими расцепленными вагонами, запрещено вскакивание на подножки вагонов и соскакивание с них на ходу, недопустимо пребывание работающих в негабаритных местах).

Наезд составов на работающих обычно случается при осмотре, очистке и ремонте путей. Эта опасность значительно увеличивается в зимнее время, когда рабочие носят теплую одежду с воротниками и шапки, закрывающие уши.

В целях безопасности при выполнении всех путевых работ необходимо строго соблюдать правила техники безопасности для железнодорожного транспорта промышленных предприятий (ограждать места производства работ и выставлять наблюдателей-сигналистов для предупреждения работающих о приближении составов).

Серьезной причиной травматизма на внутризаводском транспорте является отсутствие безопасных габаритов между путями и предметами, близко расположенными у путей. Надо обязательно обеспечить свободный промежуток между рельсами и зданиями, сооружениями, штабелями материалов и т. п. не менее 1,85 м. На складах сыпучих материалов для сохранения безопасного габарита рекомендуется устраивать прочные габаритные заборчики высотой до 800 мм. На действующих заводах, где нарушены габариты, необходимо их восстановить. Для этого нужно отнести пути или удалить от путей конструкции и оборудование. До восстановления нарушенных габаритов в таких местах необходимо устанавливать светозвуковую сигнализацию, извещающую о нарушенных габаритах; загромождение их какими-либо предметами совершенно недопустимо. За соблюдением габаритов требуется организовать систематический надзор со стороны ответственных лиц инженерно-технического персонала.

Грузы на подвижный состав должны укладываться таким образом, чтобы они не выходили за габаритные очертания вагонов.

Распространенным видом травматизма при эксплуатации транспорта является падение людей под колеса при вскакивании на подножки вагонов и соскакивании с них, проезде на буферах и автосцепке, на бортах вагонов и т. п. Все это категорически должно быть запрещено. Правда, работникам составительных бригад при современных способах маневровых работ невозможно выполнить это требование. Здесь надо добиться устройства у вагонов и локомотивов удобных подножек с поручнями. Кроме того, во избежание тяжелых случаев травматизма очень важно сохранять габариты безопасности и содержать пути в чистоте. Из-за загромождения их рудой, мусором или снегом люди при падении с подножек нередко попадают под колеса.

При сцепке подвижного состава случаи травматизма наблюдаются в результате придавливания работающих буферами и сцепными приборами и падения под колеса вагонов. Для предотвращения этого необходимо весь подвижный состав оборудовать автосцепкой. Надо также устранить специфические опасности автосцепки, которые возникают при выходе из строя автоматического сцепления из-за смещения головки автосцепки вниз или вследствие чрезмерного перекоса головки на путях малого радиуса, закругления, что вызывает необходимость в опасной ручной работе

При обслуживании вагонов со смешанной сцепкой (автоматической и винтовой) рекомендуется применять специальные рычаги, предложенные Центральным научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта, позволяющие сцепщикам находиться вне состава.

При сцепке вагонов, оборудованных винтовой сцепкой, необходимо обеспечить исправность буферных приборов, не допуская опасной разности в уровнях буферов у сцепляемых вагонов; применять рациональные приемы при сцепке (сцепщик должен стоять у неподвижного вагона и набрасывать стяжку на крюк приближающегося вагона); не производить сцепку и расцепку при движении состава со скоростью более 3 км/ч, а также на стрелках и крестовинах; при гололедице, сильном тумане и при уклоне пути более 0,0025. Для предупреждения падения сцепщиков под колеса движущихся вагонов необходимо снабжать вагоны специальными поручнями, прикрепленными в лобовой части вагонов. Важно также не допускать загромождения путей и нарушения безопасных габаритов.

При обслуживании стрелочных переводов возможны наезды составов на работающего, перебегающего пути перед движущимся составом, или наезды во время установки и. снятия стрелочных закладок, а также при чистке стрелок.

Основным мероприятием, исключающим эти несчастные случаи, является перевод стрелок на централизованное управление. При переводе же стрелок вручную следует применять специальное приспособление конструкции ЦНИИ железнодорожного транспорта, которое замыкает стрелку одновременно с ее переводом. Очистку стрелок рекомендуется производить сжатым воздухом без захода стрелочника в опасную зону между рельсами. При обычном способе чистки стрелочных переводов требуется выставлять наблюдателя для оповещения стрелочника о приближении состава. При чистке стрелок с централизованным управлением во избежание придавливания ступни ноги пером стрелки между рамным рельсом и пером стрелки надо вставлять предохранительные вкладыши.

Торможение движущихся отцепленных вагонов вручную разрешается с помощью тормозных башмаков, а в местах, где производится систематическое торможение вагонов (например, у вагоноопрокидывателя в доменном цехе), необходимо применять механизированные замедлители вагонов.

Значительной опасности наезда подвижного состава подвергаются работники путевого хозяйства, выполняющие осмотр, очистку и ремонт путей. Поэтому при очистке и ремонте путей необходимо ставить ограждения, предусмотренные правилами технической эксплуатации, и назначать наблюдателей-сигналистов. Ремонтные работы надо максимально механизировать. В зимнее время обходчиков путей следует снабжать специальными слуховыми приборами.

Подкатку вагонов вручную при выполнении погрузочно-разгрузочных работ нужно ликвидировать. Передвигать вагоны следует локомотивами или специальными механическими толкателями. Устанавливаемые для погрузки или разгрузки вагоны должны быть заторможены, а при отсутствии тормозов закреплены башмаками.

Во избежание несчастных случаев при осмотре и ремонте вагонов необходимо надежно предохранять их от толчков подвижным составом.

Серьезную опасность представляет столкновение составов между собой и автотранспортом на переездах, а также сход вагонов с рельсов. Основными мерами предупреждения подобных аварий являются внедрение на переездах автоблокировки и автоматических шлагбаумов со свето-звуковой сигнализацией. Во избежание столкновения составов на пересечениях или ответвлениях путей из-за нарушения предела приближения при установке вагонов следует применять, кроме контрольных столбиков, автоматические сигналы прикрытия.

Для предупреждения схода подвижного состава с рельсов необходимо обеспечить надлежащее техническое состояние железнодорожных путей и стрелочных переводов, в частности не допускать зазора между пером стрелки и рамным рельсом более 4 мм, своевременно ремонтировать пути.

Причиной схода подвижного состава с рельсов является также малый радиус закругления путей. В этом случае сход вагонов с рельсов происходит вследствие их выталкивания из середины состава или в результате зацепления буферов смежных вагонов, что также ведет к сходу вагонов при выходе их на прямой участок пути.

В связи с этим нельзя допускать устройства железнодорожных путей с чрезмерно малыми радиусами закруглений. Если же это невозможно, то на закруглениях необходимо укладывать контррельсы, особо надежно выполнять укладку пути и ограничивать скорость движения составов.

Автотранспорт

Как показывает опыт, основными видами опасности при эксплуатации автотранспорта являются опрокидывание машин на поворотах малого радиуса, столкновения с подвижным составом на железнодорожных переездах, наезды автомашинами на людей, выпадения перевозимых в кузове людей из-за отсутствия в нем специальных сидений, придавливание грузчиков в местах погрузки-выгрузки материалов, повреждения при посадке в кузов машины, травмирование водителей при обратном ударе рукояткой во время пуска двигателя.

Во избежание опрокидывания автомашин водители обязаны строго соблюдать установленные скорости движения на поворотах (при радиусе закругления дороги до 25 м — не более 5 км/ч).

Шоссейные дороги на территории заводов с крутыми поворотами должны иметь соответствующий уклон внутрь поворотов, препятствующий опрокидыванию машин.

Погрузку грузов в автомашины необходимо производить с учетом того, чтобы центр тяжести машины был при этом как можно ниже. Грузы должны быть так уложены в кузове, чтобы не было перемещения их во время движения машины.

Для предупреждения столкновения автомашины с железнодорожными составами на переездах места пересечений шоссейных и железных дорог следует делать на разных уровнях. Опыт заводов «Запорожсталь» и им. Ильича, где применяется такая система расположения дорог на заводской территории, показал хорошие результаты.

Там, где дороги пересекаются на одном уровне, переезды необходимо снабжать автоматически действующими шлагбаумами и свето-звуковой сигнализацией.

Для предупреждения наезда автомашин на людей вдоль шоссейных дорог необходимо устраивать тротуары.

Расположение административных и бытовых помещений, столовых и других зданий цехов должно устранять пересечение рабочими шоссейных дорог, а при неизбежности такого пересечения необходимо устраивать переходные галереи или туннели.

Серьезную опасность представляет возможность выпадения людей при перевозке их в кузовах грузовых автомобилей. Во избежание этой опасности необходимо соблюдать следующие правила: перевозить людей только сидя на скамейках, передний и задний борта кузова снабдить предохранительными перилами. Число перевозимых людей не должно превышать для 1,5—2-т машин 16 человек, для 2,5—4-т — 20 человек и для машин большей грузоподъемностью — 30 человек. Способ крепления откидных бортов кузова должен исключать возможность произвольного открывания бортов при движении машины. Перевозка людей в самосвалах запрещается.

Передвижение грузчиков в кузове машин вместе с грузами допускается только в том случае, если грузы не опасные и при условии надежного закрепления их. Грузчики при этом должны находиться на скамейке в передней части кузова. При перевозке грузов опасных категорий грузчики не должны быть в кузове.

Учитывая опасность придавливания работающих автомашинами и грузами в местах погрузки и выгрузки грузов погрузочно-разгрузочные работы необходимо механизировать, а также обеспечить безопасные габариты в местах выполнения этих работ.

Во избежание травмирования при посадке людей в кузов машины надо пользоваться легкими лестницами с крючьями, прикрепленными к борту кузова, или специальными ступеньками над подножкой автомашины.

Характерной опасностью при обслуживании автомашин является повреждение рук водителей при пуске мотора.

Для предупреждения травмирования при обратном вращении заводной рукоятки необходимо обеспечить все автомашины-стартерами.

Заводить двигатель рукояткой вручную можно лишь при условии установки зажигания на запаздывание. Рукоятку надо вращать снизу вверх, при обхвате ее большой палец надо оставлять сверху.

Крыльчатку вентилятора, охлаждающего радиатор, и систему передачи к водяному насосу следует ограждать.

Для заправки автомашин горючим надо пользоваться специальными колонками.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Черная и цветная металлургия на metallolome.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: